Об истории Старого Оскола расскажет новая книга

Ольга Ульянова 27.10.2017 08:54 Культура
Об истории Старого Оскола расскажет новая книга
Фото: Евгений Евсюков. Фото Ирины Фёдоровой.

Евгений Евсюков недовольно морщится, когда его называют писателем. «Нет-нет, это слишком громко. Журналист. Краевед. Но не писатель», - скромно, но твёрдо настаивает он. Этот неписатель выпустил более двух десятков книг, по большей части о нашем крае, так как работа корреспондентом, редактором во многом способствовала этому. Новинку, если можно так называть книгу подобного рода, автор презентовал 24 октября во Дворце культуры «Молодёжный».

Не коммерческий продукт

Книга «Имя им – созидатели» не из тех, которые читают на сон грядущий или по дороге домой в автобусе. Автор не пытается развлечь читателя.

  — Мне посчастливилось стать свидетелем знаковых для города событий, - объясняет Евгений Николаевич. - Я писал о них в газетах, но хотелось собрать это в одном месте. К тому же немало изучал дополнительно в архивах Москвы, Воронежа. Треть материала из этой книги ранее не публиковалась. Прибыль получить не рассчитываю, это не коммерческий проект. Просто хочу, чтобы не забыли людей, которых не стоит забывать. Тех, кто много сделал для нашего города, чьи имена раньше были известны в нашем городе. Многих, увы, нет в живых. Но это же наша история, история Старого Оскола, нельзя чтобы она ушла в небытие.

На издание книги, как признаётся журналист, собирали в буквальном смысле с миру по нитке. Немало вложено личных средств. Книга подготовлена к печати в собственном издательстве Евсюкова «Ямская степь». «В общем, выходит, что сам пишу, сам издаю», - смеётся Евгений Николаевич. Новую книгу старооскольцы в розничной продаже не увидят, но в городских библиотеках могут взять почитать.

Фото Ирины Фёдоровой (2).jpg
На презентации новой книги зал ДК «Молодёжный» был полон..
Фото: Ирины Фёдоровой.

Как гора с плеч

Сложнее всего краеведу было сделать книгу сбалансированной, структурированной. Продумать главы, наполнить их. Отобрать материал непросто, ведь его много – 40 лет журналистской деятельности. Задумывалось 120 страниц, а получилось 250, и то многое не вошло. Что испытывает человек, выпустивший книгу? Ответ Евгения Николаевича лаконичен: «Это как гора с плеч!». На вопрос о том, были ли моменты, когда хотелось бросить книгу, когда она попросту надоела, Евгений Николаевич качает головой:

- Нет. Помогает, что переключаюсь с одной темы на другую. Это позволяет отвлечься и восстановиться. Эта книга в последнее время стала целью для меня, поэтому бросить не хотелось.

Среди читателей Евгений Николаевич рассчитывает увидеть героев книги, их родственников. Также надеется, что она попадёт в руки школьника, который подготовит, скажем, реферат о нашем крае. Несмотря на то, что автор немало проработал в архивах, он подчёркивает, что это журналистская интерпретация истории нашего края, никак не научная.

Фото Ольги Ульяновой (1).JPG
Книгу гости рассматривали с интересом.
Фото: Ольги Ульяновой.

«37 лет как вместе едем!»

Знакомство с будущим мужем Евгением Евсюковым Елена Михайловна считает романтичной историей: «Я была в то время студенткой таганрогского пединститута. И как-то раз мы ехали в одном автобусе… В общем, уже 37 лет как вместе едем!» - смеётся она. Несмотря на то, что Елена Михайловна – спец по точным наукам (преподаёт математику в 27-й школе), она не раз прочла готовящуюся к печати книгу. Но её поддержка заключалась не только в этом:

- Конечно, труда вложено немало. Евгений не раз просил послушать отрывки из книги. Читая, после я и ошибки исправляла, мнение высказывала насчёт статей и глав. Главное, стараюсь ограждать от домашних дел. Справляюсь с хлопотами сама, чтобы он мог заниматься книгой.

На вопрос о том, что чувствует супруга на презентации книги своего мужа, Елена Михайловна отвечает:

- Такого восторга, как с первой книгой, конечно, нет. Но радость есть. Этот «ребёночек» рос-рос и наконец-то вырос, - мило жестикулирует женщина.

Время принимать подарки

Евгений Евсюков публикует написанные ранее очерки в газете «Новости Оскола». Сюрприз от этой редакции пришёлся по душе – пятикилограммовый торт в виде книги. Эту красоту-вкусняшку создали кулинары ТПО ОЭМК.

Фото Ольги Ульяновой (4).JPG
Пятикилограммовый торт в виде книги автору подарила редакция «Новостей Оскола».
Фото: Ольги Ульяновой.

Многие из гостей, обращаясь к герою вечера с поздравлениями, делились воспоминаниями. Так, замначальника департамента по соцразвитию старооскольской администрации Михаил Глеков рассказал про февраль 1976-го, когда закладывался первый бетонный блок дома в новом городе, в микрорайоне Жукова. А почётный гражданин Старого Оскола Иван Гусаров, говоря о «самом красивом городе Черноземья», добрым словом вспомнил архитектора Клавдию Бутову, о ней тоже можно прочесть в книге. Петр Черкасских, в советском прошлом председатель горисполкома, рассказал об ударных комсомольских стройках и дал наказ Евгению Евсюкову написать о самых дорогих для него 1981-1983 годах. Поступил наказ описать и историю старооскольского спорта.

Фото Ольги Ульяновой (2).JPG
Иллюстратор Иван Толмачёв и Евгений Евсюков.
Фото: Ольги Ульяновой.

Книгу украсили кадры Василия Смотрова, Анатолия Лукьянова и Юрия Коренько. Владимир Чуриков работал над реставрацией фотоснимков и создавал коллажи, некоторые из них экспонировались в краеведческом музее. А форзац книги – это рисунок Ивана Толмачева, который разработал много лет назад бренд ОЭМК, известный во всём мире. Дополнили иллюстративный материал репродукции Масабиха Ахунова, которые предоставил Старооскольский художественный музей. Его главный хранитель Ирина Шаповалова не согласна с тем, что Евсюков писал только о строителях и металлургах. По её словам, она прочла немало его статей, в которых обращено внимание на вопросы художественного облика нашего города.

P.S. В статье сознательно не раскрывается подробное содержание книги, дабы не формировать преждевременно мнение читателя о ней.

Фото Ольги Ульяновой (3).JPG
Евгений Евсюков подписывает книги.
Фото: Ольги Ульяновой.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции

Подписаться на рассылку
Комментарии (6)
Николай
Николай
29.10.2017 10:07
А можно было без слова "дабы" обойтись в статье?.. И без циничного лозунга, ничего не имеющего общего с действительностью - "Созидать , объединяя"? Cимволично, что залетного фраера А.Гнедых не было на презентации. Свалит из Оскола он - уйдет и его демагогия.
Ольга Ульянова
Ольга Ульянова
29.10.2017 18:24
Николай, вполне нормальное слово "дабы". Не ругательное. Не вижу ничего дурного в этом союзе. Союза "чтобы" в статье уже хватает, это его синоним.
ДАБЫ; союз. (книжн.) Присоединяет придаточные предложения цели или дополнительные; чтобы. Например: Надо отстаивать справедливость, дабы она восторжествовала. Творите добро, дабы пробудить милосердие и пр.
Саша
Саша
28.10.2017 02:22
Ольга Ульянова,  не хочу Вас обидеть, но хотел бы задать Вам несколько вопросов (у меня их значительно больше) по вашей «статье».
1.    Почему Вы не знаете разницы между издательством  и типографией?  В издательствах книги лишь готовят к печати, а  печатают  на полиграфических предприятиях, в типографиях.  Где отпечатана книга Е.Евсюкова, Вы узнали бы, если бы взяли на себя труд хотя бы полистать её – в выходных данных указано, что это произошло в одной из воронежских типографий.
2.    Почему Вы «не заметили», что пришедшие на презентацию  саму книгу не получали?   Ваш снимок «Книгу гости рассматривали с интересом»  искажает действительность, а она такова, что через минуту у гостей книгу отберут, чтобы снова положить ее единственный экземпляр на демонстрационный столик у входа в зал. Вы разве этого не увидели?
3.    Поэтому что означает снимок зала, где  «читатели» сидят без книг? Это совещание по заготовке кормов или  представление  «новинки автора»?  Кстати, Вы разве не  слышали очень характерное признание (а в зале все на это обратили внимание)  в самом  конце выступления одного из ораторов: «Я книгу не видел, но, считаю, она отражает жизнь Старого Оскола и старооскольцев»?  
4.    Наверное, по этой причине (никто из выступавших в глаза не видел книги)  - Вы не приводите ни одной непосредственной оценки книги, что в таких случаях логично и необходимо? Вам не кажется это странным для Вашей статьи о таком конкретном событии, как «презентация книжной новинки»?  
5.    Что Вы имели ввиду, утверждая, что в книге тоже можно прочитать о Клавдии Бутовой?  Где, на какой странице? (Кроме фотопортрета  архитектора больше ничего о ней в книге, увы,  нет).
6.    Вы на полном, как говорится,  серьезе считаете, что уникальные, самодостаточные  исторические кадры Василия Смотрова могут быть всего лишь украшением книги, как некие бирюльки? Или Вы шутите?  Или все же В.Смотров  выступает в качестве соавтора книги?
7.    Надеюсь, Вы догадались, что изложенные  вопросы – это мнение читателя  о невысоком  качестве Вашей  статьи?
8.    Тем более, мне захотелось  в недоумении развести руками, когда прочитал  Ваш P.S. «В статье сознательно не раскрывается подробное содержание книги, дабы не формировать преждевременно мнение читателя о ней». Я ничего не понял в этой путаной фразе. А вы сами?
Ольга Ульянова
Ольга Ульянова
29.10.2017 18:08
Саша, спасибо за Ваш комментарий. Приятно, что Вы внимательно читаете и вникаете. Отвечаю на Ваши вопросы.
1. Да, слово "отпечатана" нужно заменить на "издана". Автор книги сказал, что у него своё издательство "Ямская степь". У меня там рядом и так три слова с этим корнем "издание - издательство - издаю". В спешке думала, что уйду от лексического повтора таким образом, а получилась ошибочка. Спасибо Вам, исправим :)
2.Насчет "единственного экземпляра": на самом деле их 500, если Вы, Саша, посмотрели выходные данные, на которые ссылаетесь. Книгу приобрести мог ЛЮБОЙ желающий за определённую плату (к слову её размер мне известен и, надо сказать, ввел в некоторое замешательство, но автору виднее, пусть сам обсуждает цену своей книги со своими же читателями, желающими её купить). Я сознательно не стала писать это в статье, т.к. не очень хотелось делать рекламу автору. Хочет рекламу - пусть заказывает в СМИ, и на законных основаниях (с пометкой "реклама") это выйдет. На мой вопрос, можно ли прочитать Вашу книгу БЕСПЛАТНО и ГДЕ, Евсюков ответил, что она есть в библиотеках (и не только нашего города). Кому посчитал нужным подарить - тем подарил. Но как Вы понимаете, это ближнее окружение. Не мы с Вами.
3. Почему люди в зале сидят без книг? Ответ на этот вопрос кроется в пункте 2. Попробуйте обратно забрать у людей книгу, которую надеетесь хотя бы кому-нибудь продать. С собой ведь унесут! Несмотря на это Евсюков подчеркивает, что проект не коммерческий, что он не рассчитывает получить существенную прибыль. Хочет хотя бы окупить расходы, что ли? Насчет последнего оратора: это его уровень ума. Я заметила это, но не стала высмеивать, т.к. уж очень похоже на старючий анекдот: "Вы Есенина читали?" - "Нет, но, как человек советский, осуждаю!". Если человек пришёл на презентацию, зная, что будет "толкать речь" и даже не удосужился прочесть (или полистать книгу), то что я могу сделать? Как коршун, вцепиться в этот факт и взяться его тут позорить? Упиваться тем, что я читала, а он нет? Как это будет выглядеть? У каждого своё представление. Я посчитала, что с моей стороны это некрасиво было бы, дешёвый выпендрёж и ничего больше.
4. Приводить непосредственную оценку книги непросто. Уж поверьте. Многие читали (по крайней мере, те, с кем мне удалось поговорить) в этой книги лишь то, что касалось их самих или их знакомых. Автор книги, к слову, это понимает. Он так и сказал: "Прочитают в первую очередь те, о ком в этой книге. И их родственники". Вот если, например, герой N утверждает: "Про меня хорошо написал!", это можно считать "непосредственной оценкой книги читателем"? Или это субъективное и неполное мнение, которое и приводить не стоит?
5. Про Клавдию Бутову. Там не только портрет, насколько помню, там был ещё эскиз нашего города. Если Вы уверяете, что там нет ни одного слова о ней, но при этом есть и её портрет, и эскиз города на 500 тыс.человек, обязательно посмотрю ещё раз. Гости несколько раз говорили о Бутовой, и её портрет в книге сформировали у меня мнение, что в книге ей тоже выделено место. Думаю, это логично.
6. Насчёт Смотрова. Это уже оттенки смысла. Давайте разбираться со словом "УКРАСИТЬ", коли Вы настаиваете. Заходим на грамоту.ру, смотрим значение: "Украсить - придать собой, своим пребыванием, участием, наличием и т.п. большую ценность, значимость кому-, чему-либо. Например: Виртуозное исполнение актёра украсило роль. Новая марка украсила коллекцию и т.д". Да, Саша, я считаю, что кадры Смотрова УКРАСИЛИ книгу, а именно "придали ценность, значимость книге". Понимаете меня? Зачем Вы воспринимаете это слово как оскорбление в адрес Василия Матвеевича? Не было у меня такой мысли даже близко. Вы ссылались в начале на выходные данные. Что ж вернемся к ним.Смотров значится в списке после слова "Фотографии". Как и Лукьянов, и Коренько. Всё-таки в список авторов/соавторов, видится мне, ставят тех, кто ПИШЕТ книгу, а не тех, чьи фотографии использованы, какими бы ценными они ни были.
7. Да, я догадалась, что Вы считаете мою статью статьёй низкого качества. Благодарна Вам за Ваше мнение. Мне всегда приятны люди, у которых ЕСТЬ СВОЁ мнение, это ценно в наше время. Единственно, как Вы видите, согласна далеко не со всеми вопросами, некоторые больше похожи, простите, на наезды :)
8. Насчет постскриптума. У меня весьма неоднозначное впечатление от этой книги. Хотя признаю, что в целом, затея неплохая, я всегда за то, чтобы рождались книги о нашем крае. Пересказывать её содержание не хочу. Объясню почему (это ответ на вопрос, что я хочу сказать в P.S.) Вы писали рецензии, Саша? Хотя бы раз. Знаете ли Вы, что такое "спойлер"? Это больше относится к фильмам, но я считаю это справедливым и к книгам. Спойлер (от англ. to spoil — «гадить», «портить») — это раскрытие важных деталей сюжета, которое портит впечатления и разрушает интригу. Понимаете, я считаю, не надо пересказывать книгу. Ненавижу, когда мне рассказывают сюжет книги, которую я хочу прочитать, или фильма, который я хочу посмотреть. У меня пропадает интерес тогда. Вот и мне не хочется рассказывать людям, что они с упоением прочтут об организации "рудстрой", о добыче первой руды, о Гаморе и прочее... Пусть сами увидят. Сходят в библиотеку, почитают. Сами. Без меня.
Спасибо, Саша, Вам ещё раз. Если я неправильно Вас поняла и неполно ответила - пишите. Поясню.
Насчёт нравится/не нравится - это дело каждого. Я отношусь с пониманием, мне тоже много чего не нравится. Поэтому на Вас не обижаюсь. Но вот если замечания по фактам ещё есть или будут, обязательно пишите. Я заинтересована в этом.
Спасибо :)
alt skier
alt skier
27.10.2017 18:42
Хороший репортаж о достойной книге для настоящего времени и тем более для истории. В книге не только  продуманный, выдержанный текст мастера пера, но и много  фотографий, применены разнообразные приемы иллюстрации. О своей работе интересно сказал Евгений Евсюков словами Виктора Гюго:
Прошедшего чуть различимый шум! - это про книгу сейчас.
  
Сокровище за горизонтом дней!  - это про книгу для потомков.
Вика
Вика
27.10.2017 22:17
Про иллюстрации хочется добавить к сказанному ALT SKIER, что понравилось, как совместили фото и графические работы художника. Они на разворотах и при этом по очень похожим мотивам.
  • 309515, Белгородская область, г. Старый Оскол, м-н Ольминского, 12
  • Телефоны: 32-28-57, 32-42-28 и 33-57-44 (добавочные 211, 212 и 216).
  • Email: info@oskol.city
Все права на фотоматериалы, видео и тексты принадлежат их авторам.
Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт — www.oskol.city
© 2017 Информационный портал г. Старый Оскол . Все авторские права защищены.
Использование материалов информационного сайта разрешено только с предварительного согласия правообладателей.
Нашли опечатку? Сообщите нам, выделив фрагмент текста с ошибкой и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter